BASIC ASPECTS OF TRANSITION TO THE GREEN ECONOMY, AS AN INNOVATIVE SOLUTION OF ECOLOGICAL PROBLEMS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 

Uktam Otakulov

senior Lecturer, Karshi Engineering and Economics Institute,

Uzbekistan, Karshi

 

АННОТАЦИЯ

Данной статье проанализированы плюсы перехода к зеленой экономике при помощи методов оценки эколого-экономического развития региона. Рассмотрен вопрос, существует ли связь между зеленой экономикой и устойчивым развитием, а также насколько данная экономика может быть эффективна. Приведены некоторые предложения по переходу к зеленой экономике и, как следствие, к устойчивому развитию.

ABSTRACT

This article analyzes the advantages of the transition to a green economy, using methods for evaluating the environmental and economic development of the region. The question is reviewed whether there is a connection between the green economy and sustainable development, as well as how effective this economy is. Some suggestions for the transition to a green economy and, as a result, to sustainable development are presented.

 

Ключевые слова: антропогенные факторы, экологические факторы, зеленая экономика, зеленые рынки, зеленая занятость, зеленая промышленность, природные ресурсы, природный капитал, углеродные выбросы, биоразнообразие, вредные бытовые отходы, эмиссия загрязняющих веществ, парниковые газы.

Keywords: anthropogenic factors, environmental factors, green economy, green markets, green employment, green industry, natural resources, natural capital, carbon emissions, biodiversity , municipal l solid waste, emission of pollutants, greenhouse gases.

 

По мере последовательного и поэтапного осуществления в Узбекистане «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», государственного и общественного строительства на первый план выдвигаются задачи о переходе на следующий этап, ориентированный на достижение целей устойчивого развития в долгосрочном периоде.

При этом для успешной реализации этой важной задачи особое внимание необходимо уделить дальнейшему совершенствованию и внедрению системы эффективных инструментов обеспече­ния устойчивого развития, одним из которых являет­ся переход к зеленой экономике.

Понятие «зеленая экономика» впервые было использовано в работе «Проект зеленой экономики» (Blueprint for a Green Economy, Pearce et al, 1989 г.), в центре внимания которой находится экономика устойчивого развития. Широкое применение определения зеленой экономики сформулировано ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде) [5]. В дальнейшем в международных документах стали широко использоваться словосочетания «зеленая экономика», «зеленая промышленность», «зеленые рынки», «зеленая занятость» и другие термины с прилагательным «зеленый».

В рамках широкого подхода в трактовке зеленого роста рассматривается необходимость экологизации фактически всей экономики и всего социально-экономического развития. При узком подходе подразумевается развитие только тех отраслей и видов деятельности, которые непосредственно связаны с экологизацией экономики, развитием зеленых рынков на глобальном и национальном уровнях [1].

В документе Генеральной Ассамблеи ООН «Будущее, которого мы хотим» указано, что зеленая экономика должна содействовать ликвидации нищеты, а также поступательному экономическому росту, способствуя социальной интеграции, улучшению благосостояния человека, созданию возможностей для занятости и достойной работы для всех, при этом обеспечивать нормальное функционирование экосистем планеты [2].

Одними из приоритетных направлений зеленой экономики являются переработка, эффективное использование природных ресурсов и твердых бытовых отходов [3]. Это способствует улучшению экологической ситуации и рациональному использованию природных ресурсов.

В настоящее время на действующих полигонах страны накоплено более 400 млн куб. м твердых бытовых отходов (ТБО). При этом ежегодно объем накопленных ТБО увеличивается на 13–15 млн куб. м, из них 6,9 млн куб. м – за счет населения. Учитывая это, в целях повышения качества услуг по управлению отходами и модерни­зации предприятий были осуществлены территориальные программы по совершенствованию системы санитарной очистки городов, в рамках которых были построены новые мусороперегрузочные станции и пункты.

Однако, несмотря на принятые меры по совершенствованию системы управления отходами, сохраняется ряд важных проблем в этой сфере. Так, по республике в среднем при образовании годовых отходов в 13 млн тонн потенциал пере­работки составляет только третью их часть, т.е. около 32%, а ежегодные выбросы газов от ТБО составляют более 700,0 тыс. т в год [4].

В целях решения сложившихся проблем и устранения негативного влияния отходов на условия жизни и благополучие людей необходимо осуществить переход на зеленую экономику в данном секторе, который будет способствовать повышению эффективности системы утилизации отходов, внедрению результативного механизма стимулирования переработки и их повторного использования, а также внедрению системы предварительной сортировкой, раздельного сбора и складирования.

В связи с тем, что одним из методов переработки твердых бытовых отходов еще останутся полигоны, необходимо организовать при полигонах строительство мусороперерабатываю­щих заводов с предварительной сортировкой и селективным отбором бытовых отходов. Важным эффектом строительства мусороперерабатывающих за­водов является создание дополнительных рабочих мест. Каждый завод мощностью 75 тыс. тонн требует персонала в 100 человек. Для покрытия образующихся в год твердых бытовых отходов потребуется 175 заводов, соот­ветственно, трудовой занятостью будут обеспечены 17 500 человек. В целом организация эффективного управления отходами позволит создать 15 тыс. новых рабочих мест к 2023 году и 27,5 тыс. дополнительных рабочих мест к 2030 году.

Прогнозируемые изменения в структуре перерабатывающих отраслей и транспорта потребуют новых компетенций на существующих рабочих местах, вызовут соответствующее перераспределение рабочей силы. Это означает, что необходимо будет:

– обеспечить повышение квалификации работников путем обучения на рабочем месте, учитывая новые требования к профессиональным навыкам и квалификациям, предъявляемым развитием зеленой экономики;

– стимулировать получение профессиональных навыков и специальных знаний в области экологической науки, технологии, инжиниринга, которые нужны для выполнения новых исследовательских и конструкторских работ, нацеленных на решение вопросов, вызываемых развитием зеленой экономики;

– реализация мер по адаптации работников к меняющимся условиям труда с учетом возможной потери рабочих мест, возраста, стажа и квалификации работников, их географической и профессиональной зависимости от места работы, недостаточной осведомленности о доступных программах, предназначенных для переподготовки и перехода на новое место работы.

Таким образом, переход к устойчивой, более экологически чистой зеленой экономике окажет влияние на рынок труда, создавая новые, дополнительные рабочие места.

Также необходима ориентация на внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Инвестирование в такие технологии с экономным использованием энергии, воды и других ресурсов может привести к росту занятости.

Решение этих вопросов и реализация новых проектов пере­хода на зеленую экономику во всех отраслях экономики будет способствовать улучшению текущей ситуации и устранению будущих ри­сков как на национальном, так и глобальном уровнях.

 

Список литературы:

  1. Бобылев С.Н. Гармонизация экономического развития и устойчивого использования природных ресурсов // Устойчивое природопользование: постановка проблемы и региональный опыт / под ред. В.М. Захарова. – М. : Институт устойчивого развития; Центр экологической политики России, 2010. – С. 7–48.
  2. Итоговый документ конференции «Рио+20» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/ Npdf.OpenElement.
  3. Навстречу зеленой экономике России (обзор), 2012 г. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.sustainabledevelopment.ru/upload/File/Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf.
  4. Национальный отчет о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан. – Ташкент : Cinor ENK, 2009. – 288 б.
  5. Оценка окружающей среды Европы // Европейское агентство по окружающей среде, 2011. Обобщающий доклад (Копенгаген) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.eea.europa.eu.